Рижский Вальдорфский Семейный Клуб

Четверг, 16.05.2024, 04:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Вальдорфская педогогика » Вальдорфская педогогика

Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века

Вальдорфской педагогике в России 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых - государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т.д.

Эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, оказывается удивительно созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л.Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).

В конце 80-х, в эпоху больших изменений, планов, надежд и начинаний, для многих педагогов страны стало очевидно, что советская школа требует реформирования. Появилась новая концепция образования, возникло уникальное общественно-педагогическое движение "Педагогика сотрудничества", появилась возможность освоения альтернативных зарубежных систем, в том числе и педагогики Р.Штайнера.

Сопоставляя основные положения и принципы главных педагогических изобретений ХХ века, мы видим, что они напрямую соотносимы с идеями Р.Штайнера, высказанными им в начале ХХ века в многочисленных лекциях.

Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века

Непонятное для русского уха слово "вальдорф" пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения этой педагогической системы в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для русского человека. Хотелось бы опровергнуть подобные нелепые утверждения некоторыми фактами из области истории культуры и педагогической мысли.

Биография Р.Штайнера свидетельствует о высочайшей культуре духа этого человека. Р.Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию (Р.Штайнер и русская культура).

При всей специфичности и уникальности разработанной Штайнером педагогической системы (см. нашу страницу "Вальдрфская педагогика"), можно говорить об ее открытости и созвучности основным педагогическим идеям века.(см. также - . Я.и.Н. Петерсон "К.Д.Ушинский и вальдорфская педагогика")

-Так, вальдорфскую школу называют "свободной школой". А первое слово о "свободной школе" принадлежало Л.Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы - возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей - учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.

-Важной особенностью преподавания предметов в вальдорфской школе является преподавание эпохами (см. нашу страницу "Вальдорфская педагогика"). Можно сказать, что в основе этого метода идея погружения, старая как мир. В 1915 г. (!) русский педагог П.М.Луговской предлагает внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), как пишет Луговской, " не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их…

Каждый предмет должен преподаваться в объеме программы соответствующего класса на протяжении учебного года в особые три десятидневных периода времени, отделенные один от другого такой же продолжительности периодами преподавания остальных предметов, при двух уроках в день, чередующихся с уроками по языкам и графическим искусствам…Это приведет к более основательному изучению каждого предмета". Удивительно созвучно с идеей преподавания эпохами, которую высказывал Штайнер почти в это же самое время!Надо добавить, что метод погружения активно применял в своей практике педагог-новатор М.Щетинин и А.Тубельский.

Психологическое обоснование метода находим у А.Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше. При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.

- Краеугольный камень вальдорфского обучения — это феноменологический подход (см. нашу страницу "Вальдорфская педагогика"): важна последовательность материала - сначала живой опыт, наблюдение - потом описание - и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М.Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. говорил о том же.

Главный его принцип: "Не сообщать истину - а открывать ее". Сухомлинский придавал исключительное значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование.

"Чувство удивления - могучий источник желания знать"; классическое правило Аристотеля - мышление начинается с удивления. "Начиная изложение нового материала, преподаватели открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, что в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской…" (Сухомлинский).

-В системе Сухомлинского звучат отголоски и других педагогических воззрений Р.Штайнера. Так, например, известно, какое большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы ( и в детских садах) рассказыванию сказок. Всем известно, какой духовный потенциал содержится в этих произведениях народного творчества - в них перед глазами детей разворачиваются в живой и образной форме картина мира.

И Сухомлинский утверждает: "Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Сказка — это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства" (Сухомлинский).

-Р.Штайнер образно характеризовал ребенка как орган чувств. "Ребенок полностью отдается внешнему миру….Все существо ребенка представляет собой орган чувственного восприятия…" Об этом же пишет Сухомлинский: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев .От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом".

-Педагогический метод Штайнера основан на разработанном им антропологическом учении о трехчленности человеческого существа ( тело, душа, дух) - все тело в его целом, а не просто деятельность нервной системы является физической основой жизни. В воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и выдающийся педагог и мыслитель С.Соловейчик: "Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом". Один из главных принципов школы Штайнера - принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.

-В основе педагогики Р.Штайнера лежит идея соответствия метода обучения возрастным особенностям детей. Маленького ребенка нельзя обучать, как взрослого - дети иначе воспринимают мир. Как сказал однажды Сухомлинский: "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь".

-Еще один принципиальны момент вальдорфской педагогики - идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7-14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. Штайнер говорил, что при подборе учителей надо учитывать , "в состоянии ли взрослый человек… установить с ребенком личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь; в состоянии ли он всем своим образом мыслей погрузиться в душу и во все существо становящегося человека…" Читаем у Сухомлинского: "Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической…Это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель - не только наставник, но и друг, товарищ. Вера маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребенок в своем воспитателе, — это элементарные и в то же время самые сложные, самые мудрое правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным духовным наставником" (Сухомлинский). Сухомлинский - с 1948 г. по1970 г. директор Павлышской средней школы. В основе педагогики Сухомлинского - философия возделывания сада ( вспомним "воспитательница - детская садовница" Р.Штайнера).

-Вальдорфский подход к ребенку - бережный и психологический выверенный - основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.

-В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят (подробнее об этом см. нашу страницу "Педагогика Штайнера"). Вопрос об оценивании знаний возникает у любого думающего учителя. Многие педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так одной из главных идей школы Амонашвили: "Педагогика должна быть экологически чистой, т.е. не силовой". Один из принципов Амонашвили - отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих работ и характеристикой учителя.

-Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей - создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т.д. Многие русские учителя- вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова - создателя идеи коллективных творческих дел, когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило - все творчески, иначе - зачем? Идея коллективной творческой жизни детей и взрослых, известная как коммунарская методика И.Иванова, возникла в к. 50-х гг. в Ленинграде. Суть метода Иванова в том, чтобы жизнь детей была наполнена массой событий, авторами которых они были бы сами. Дети обожают быть вместе - надо дать им эту возможность. Идея общего круга, который проводится в начале и конце творческого дела сродни кругам в вальдорфской школе.

-Наряду с педагогической системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность.

-Созвучны идеям Штайнера и идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия, кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела).

Завершая этот краткий обзор, сошлемся на выступление зав. Лаборатории перспективных технологий образования Е.В.Жариновой и нач. отдела прикладной культурологии Сивковой Т.Л. (см. журнал "Личность и культура" №12 за 2003 г.), по мнению которых главным недостатком современного образования является фрагментарность и бесцельность. Эффективно образование комплексное, непрерывное и целенаправленное. Не об этом ли сто лет назад говорил Р.Штайнер, открывая первую вальдорфскую свободную школу "для всех"?

Все отмеченные нами совпадения в основных, принципиальных моментах вальдорфской педагогики с родственными ей педагогическими реформаторскими идеями свидетельствует об актуальности, научности и общественной значимости этой системы на русской почве. Но при всем несомненном сходстве с другими системами, вальдорфская педагогика не эклектична (т.е. не есть сумма реформ - педагогик), как кому-то может показаться (тем более, что многие передовые идеи были актуализированы уже после Штайнера).

Р.Штайнер разработал философские и антропологические основы вальдорфской педагогики, что и является ее отличительной сильной чертой на сегодняшний момент. Об этом см. нашу страницу "Вальдорфская педагогика (педагогика Р.Штайнера").

Категория: Вальдорфская педогогика | Добавил: Anna (19.04.2010) | Автор: Подбор статей
Просмотров: 952
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Вальдорфская педогогика

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0