Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века
Вальдорфской педагогике в
России 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26
школ, половина из которых - государственные. География распространения вальдорфских
образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска,
Тюмени, Ухты и т.д.
Эта зарубежная педагогическая
система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель
первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, оказывается удивительно созвучны
многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени
(Л.Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).
В конце 80-х, в эпоху больших
изменений, планов, надежд и начинаний, для многих педагогов страны стало очевидно,
что советская школа требует реформирования. Появилась новая концепция образования,
возникло уникальное общественно-педагогическое движение "Педагогика сотрудничества",
появилась возможность освоения альтернативных зарубежных систем, в том числе и педагогики
Р.Штайнера.
Сопоставляя основные положения
и принципы главных педагогических изобретений ХХ века, мы видим, что они напрямую
соотносимы с идеями Р.Штайнера, высказанными им в начале ХХ века в многочисленных
лекциях.
Вальдорфская педагогика в кругу
передовых педагогических идей ХХ века
Непонятное для русского уха
слово "вальдорф" пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения этой
педагогической системы в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для русского
человека. Хотелось бы опровергнуть подобные нелепые утверждения некоторыми фактами
из области истории культуры и педагогической мысли.
Биография Р.Штайнера свидетельствует
о высочайшей культуре духа этого человека. Р.Штайнер был довольно тесно связан с
русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию
(Р.Штайнер и русская культура).
При всей специфичности и
уникальности разработанной Штайнером педагогической системы (см. нашу страницу
"Вальдрфская педагогика"), можно говорить об ее открытости и созвучности
основным педагогическим идеям века.(см. также - . Я.и.Н. Петерсон "К.Д.Ушинский
и вальдорфская педагогика")
-Так, вальдорфскую школу
называют "свободной школой". А первое слово о "свободной школе"
принадлежало Л.Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где
свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.
Главная задача школы - возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть
ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт
живого общения двух людей - учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется
в предмете.
-Важной особенностью преподавания
предметов в вальдорфской школе является преподавание эпохами (см. нашу страницу
"Вальдорфская педагогика"). Можно сказать, что в основе этого метода идея
погружения, старая как мир. В 1915 г. (!) русский педагог П.М.Луговской предлагает
внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная
на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день),
как пишет Луговской, " не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один
из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения
их…
Каждый предмет должен преподаваться
в объеме программы соответствующего класса на протяжении учебного года в особые
три десятидневных периода времени, отделенные один от другого такой же продолжительности
периодами преподавания остальных предметов, при двух уроках в день, чередующихся
с уроками по языкам и графическим искусствам…Это приведет к более основательному
изучению каждого предмета". Удивительно созвучно с идеей преподавания эпохами,
которую высказывал Штайнер почти в это же самое время!Надо добавить, что метод погружения
активно применял в своей практике педагог-новатор М.Щетинин и А.Тубельский.
Психологическое обоснование
метода находим у А.Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется
закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше.
При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает
предыдущую.
- Краеугольный камень вальдорфского
обучения — это феноменологический подход (см. нашу страницу "Вальдорфская педагогика"):
важна последовательность материала - сначала живой опыт, наблюдение - потом описание
- и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М.Сухомлинский
в 50-е г. ХХ в. говорил о том же.
Главный его принцип:
"Не сообщать истину - а открывать ее". Сухомлинский придавал исключительное
значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая,
сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы
новые наблюдения, чтение, экспериментирование.
"Чувство удивления
- могучий источник желания знать"; классическое правило Аристотеля - мышление
начинается с удивления. "Начиная изложение нового материала, преподаватели
открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, что
в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской…" (Сухомлинский).
-В системе Сухомлинского
звучат отголоски и других педагогических воззрений Р.Штайнера. Так, например, известно,
какое большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы ( и в детских
садах) рассказыванию сказок. Всем известно, какой духовный потенциал содержится
в этих произведениях народного творчества - в них перед глазами детей разворачиваются
в живой и образной форме картина мира.
И Сухомлинский утверждает:
"Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным,
если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам
мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой
слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего
в сказке. Сказка — это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою
способность к творчеству и тем самым чувство собственного достоинства" (Сухомлинский).
-Р.Штайнер образно характеризовал
ребенка как орган чувств. "Ребенок полностью отдается внешнему миру….Все существо
ребенка представляет собой орган чувственного восприятия…" Об этом же пишет
Сухомлинский: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев
.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием
детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и
руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом".
-Педагогический метод Штайнера
основан на разработанном им антропологическом учении о трехчленности человеческого
существа ( тело, душа, дух) - все тело в его целом, а не просто деятельность нервной
системы является физической основой жизни. В воспитании и образовании участвует
весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и
выдающийся педагог и мыслитель С.Соловейчик: "Обращаясь лишь к памяти и сообразительности,
можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть
ребенка в целом". Один из главных принципов школы Штайнера - принцип всеобщего
обучения, без отбора и деления детей по способностям.
-В основе педагогики Р.Штайнера
лежит идея соответствия метода обучения возрастным особенностям детей. Маленького
ребенка нельзя обучать, как взрослого - дети иначе воспринимают мир. Как сказал
однажды Сухомлинский: "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь".
-Еще один принципиальны момент
вальдорфской педагогики - идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер
огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7-14 лет
очень важна личность взрослого, который находится рядом. Штайнер говорил, что при
подборе учителей надо учитывать , "в состоянии ли взрослый человек… установить
с ребенком личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь;
в состоянии ли он всем своим образом мыслей погрузиться в душу и во все существо
становящегося человека…" Читаем у Сухомлинского: "Воспитание — это прежде
всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения
учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний
друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической…Это
многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где
учитель - не только наставник, но и друг, товарищ. Вера маленького школьника в учителя,
взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который
видит ребенок в своем воспитателе, — это элементарные и в то же время самые сложные,
самые мудрое правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным
духовным наставником" (Сухомлинский). Сухомлинский - с 1948 г. по1970 г. директор
Павлышской средней школы. В основе педагогики Сухомлинского - философия возделывания
сада ( вспомним "воспитательница - детская садовница" Р.Штайнера).
-Вальдорфский подход к ребенку
- бережный и психологический выверенный - основан на идее педагогической поддержки
ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки
постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния
ребенка.
-В вальдорфской школе отсутствует
вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не
ставят (подробнее об этом см. нашу страницу "Педагогика Штайнера"). Вопрос
об оценивании знаний возникает у любого думающего учителя. Многие педагоги-новаторы
либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру,
от формальной оценки. Так одной из главных идей школы Амонашвили: "Педагогика
должна быть экологически чистой, т.е. не силовой". Один из принципов Амонашвили
- отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих
работ и характеристикой учителя.
-Вальдорфская педагогика
придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе
творческая деятельность учителей, детей и родителей - создание проектов, организация
выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т.д. Многие русские учителя-
вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова - создателя идеи коллективных творческих
дел, когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству.
Основное правило - все творчески, иначе - зачем? Идея коллективной творческой жизни
детей и взрослых, известная как коммунарская методика И.Иванова, возникла в к.
50-х гг. в Ленинграде. Суть метода Иванова в том, чтобы жизнь детей была наполнена
массой событий, авторами которых они были бы сами. Дети обожают быть вместе - надо
дать им эту возможность. Идея общего круга, который проводится в начале и конце
творческого дела сродни кругам в вальдорфской школе.
-Наряду с педагогической
системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических
системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа
Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание
уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным
моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий
круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори
дети ведут проективную деятельность.
-Созвучны идеям Штайнера
и идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать
развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных
способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия,
кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела).
Завершая этот краткий обзор,
сошлемся на выступление зав. Лаборатории перспективных технологий образования Е.В.Жариновой
и нач. отдела прикладной культурологии Сивковой Т.Л. (см. журнал "Личность
и культура" №12 за 2003 г.), по мнению которых главным недостатком современного
образования является фрагментарность и бесцельность. Эффективно образование комплексное,
непрерывное и целенаправленное. Не об этом ли сто лет назад говорил Р.Штайнер, открывая
первую вальдорфскую свободную школу "для всех"?
Все отмеченные нами совпадения
в основных, принципиальных моментах вальдорфской педагогики с родственными ей педагогическими
реформаторскими идеями свидетельствует об актуальности, научности и общественной
значимости этой системы на русской почве. Но при всем несомненном сходстве с другими
системами, вальдорфская педагогика не эклектична (т.е. не есть сумма реформ - педагогик),
как кому-то может показаться (тем более, что многие передовые идеи были актуализированы
уже после Штайнера).
Р.Штайнер разработал философские
и антропологические основы вальдорфской педагогики, что и является ее отличительной
сильной чертой на сегодняшний момент. Об этом см. нашу страницу "Вальдорфская
педагогика (педагогика Р.Штайнера").