Как известно, всякая замечательная
идея корректируется практикой реальной жизни. Нам приходится сталкиваться с этим
противоречием постоянно, уже при открытии первой вальдорфской школы в Штутгарте
Штайнер предвидел это и говорил о необходимости, если нужно идти на компромиссы.
Вальдорфская школа и государственный стандарт
Современная система обучения
ориентирована на государственные образовательные стандарты, типовые учебники и тесты
- вальдорфская школа вынуждена принимать эти формы аттестации, т.к. мы выдаем документ
об окончании школы государственного образца. Но если в процессе обучения соблюдались
принципы вальдорфской педагогики: было обеспечено здоровое , соразмерное возможностям
возраста детей развитие, сохранялась установка на понимание , на личностное, образное
- сущностное - восприятие информации, то последующие экзаменационные нагрузки успешно
преодолевались.
Так, в этом году выпускной
экзамен по русскому языку в 11-м классе проходил в форме единого государственного
экзамена (в виде тестов). Ученики нашей школы справились с ним на 20 процентов успешнее,
чем ученики других школ Санкт-Петербурга.
Преподавание эпохами
Известно, что многие предметы
преподаются эпохами. Чем старше класс, тем бывает труднее выстроить план эпох -
так некоторые предметники являются совместителями (материальное положение русского
учителя почти катастрофично) - приходится это учитывать - бывает, что учителя могут
преподавать предмет только часами - 1-2 раза в неделю.
Другое отступление от преподавания
эпохами - иного плана. Например, такой предмет, как литература в старших классах,
в силу большого объема текстов, невозможно преподавать эпохами (ребята не успевают
читать тексты, кроме того. Обсуждение духовных проблем, поставленных русской классикой,
необходимо на всем протяжении учебного курса 9-11 кл. В этом случае оптимальным
является метод преподавания уроками с вкраплением нескольких недельных эпох.
Педагогический идеал и действительность
Часто можно услышать упрек
в том, что вальдорфская педагогика далека от реальной жизни, что дети, вышедшие
за пределы теплой домашней обстановки ("школа-дом родной"), не смогут
сориентироваться в жестоком и "невальдорфском" мире. Хочется ответить
на это словами Р.Штайнера:
"Для нас вопрос не
сводится просто к осуществлению наших педагогических идеалов. Не в этом цель вальдорфской
школы. Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным
социальным строем. Не имеет смысла указывать, что наш социальный строй плох. Плох
он или хорош, но мы должны жить в нем, и нельзя отрывать от него наших учеников….перд
нами встала чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические
идеалы, с другой - сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть".
(Р.Штанер. Организация вальдорфской школы. Оксворд, август 1922 г.)