Рижский Вальдорфский Семейный Клуб

Среда, 15.05.2024, 19:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Вальдорфская педогогика » Вальдорфская педогогика

О Вальдорфской школе


  1.    "Я не хочу,чтобы хождение в школу мешало  моему образованию".М.Твен

                                                                                                                                                                           

Рекламный щит с этими словами можно увидеть перед входом в одну из вальдорфских школ.И ,наверно,можно удивиться смелости педагогов, допускающих такую смелую надпись у входа в школу ...Чем не подпитка для  учеников,страдающих "хроническим" нежеланием учиться?Но всё дело в том,что детям ,которые учатся в этой школе ,скорее свойственны жажда знаний,стремление находиться в ней с утра до вечера,нежели пустое времяпровождение на стороне.

      Вальдорфские школы пришли в Россию около 15 лет назад из Германии  и завоевали  всенародное признание тех детей,родителей,педагогов и воспитателей,кто оказался причастным к этому.Идея создания школы,где сохранение индивидуальности  ребёнка,воспитание свободной личности ставится в центр всего образовательного и воспитательного процесса,оказалась интересна многим.А глубокое знание и учёт в организации учебного процесса  возрастных,физиологических,психологических особенностей детей привело к тому,что школа превратилась в  стойкого стража здоровья , источником уникальных знаний об искусстве здорового воспитания,нередко вступая в противоречие с общепринятыми  стандартами традиционного образования.В ткань образовательного процесса тонко вплелось обучение  искусствам.И не мечта ли любого родителя видеть своего ребёнка свободным,уверенным,всесторонне образованным человеком,имеющим самостоятельное мышление, владеющим всеми видами искусств от живописи и лепки до искусства речи.К тому же у всех учеников школы золотые руки,благодаря урокам рукоделия и ремесла.

      Вальдорфская.Волшебная.Чем-то созвучны эти слова. Представьте,вы открываете калитку и.... попадаете в школьный двор,где вас встречают всевозможные деревянные горки,"лазалки","ползалки",брёвнышки,домики,построенные руками учеников,учителей и родителей.Здесь так приятно на перемене, после уроков размяться,поиграть,отдохнуть.А красивые цветочные клумбы  и маленькие водоёмы дополняют ощущение гармонии ,Уже здесь чувствуется творческая атмосфера.Вот вы переступаете порог школы,и попадаете в мир,наполненный спокойствием,радостью ,здоровой деловитостью.Вас  доброжелательно встретят и дадут возможность познакомиться со школой.

        Цвет.Он сразу привлекает.Он может может раскрыться перед вами в неожиданных цветовых решениях росписи стен.В школе много внимания уделяется  переживанию,тонкому чувствованию  цвета.Здесь всё продумано до мелочей.А использование идей органичной архитектуры даёт возможность превратить порой узкие и длинные коридоры,комнаты с острыми углами  в пространство,где царит гармония и красота.

       Творческий дух царит везде.Каждая классная комната не похожа в своём облике на другую.Деревянная мебель,вокруг много вещей из натуральных материалов.Вообще, в школе культ "натурального",реального мира.В наш век виртуальности это очень важно для правильного  формирования органов чувств, а значит и реальной картины мира. Иначе прекрасный цветущий куст, по мнению  современных детей, пахнет  мылом,а запах тёплого пчелиного воска вызывает отвращение.(Это невесёлые картинки из практики.)

        Здесь уделяется большое внимание переживанию природы.Для детей города,оторванных от полей и рек,иногда трудно почувствовать,что на дворе колючая старушка-зима или бушуещее красками лето.Поэтому в каждом классе есть столик времён года,где веточки растений или сухие букеты,живописная открытка или ткани подчеркнут близость к природе,её времени года.Обилие в классах зелёных растений радует..На полочках расставлены поделки,изготовленные руками детей.Иногда даже не верится,что колоритные стильные вещи сделаны детьми.Их хочется подержать в руках,рассмотреть и научиться мастерить  самому.На стенах - рисунки детей,их плывущие яркие краски будят фантазию и уводят воображение в сказочную страну. Вы не можете понять:то ли вы находитесь в школе искусств,то ли в общеобразовательной школе...Оказывается ,перед вами органичный сплав:жизнь и учёба детей наполнены всеми видами искусства.

       ВШ многих покорила духом свободного творческого развития.Она стала чётким ответом на вопрос:ЧТО И КАК важно делать,чтобы дети хотели учиться.Как сделать школу родной для родителей?Как учителю преподавать в большом классе,индивидуально воспитывая каждого?Как учить,не унижая ,без сравнительной оценочной системы?Как учить без учебников?Как воспитывать будущего гражданина свободным и уверенным в себе?

        Да,в ВШ нет оценочной системы,нет учебников.Зато в первом классе основной урок длится не менее 100 минут,но он настолько "настроен" на чувствование детей,что пролетает, как миг.Подача учебного материала похожа на процесс дыхания:вдох - выдох.Вдох -учитель наполняет ребёнка учебной информацией,затем выдох – педагог меняет деятельность.В целом,учебно-воспитательный процесс построен на знании дневного,недельного,годового ритма жизни ребёнка.

       Здесь ученикам не нужно носить учебники в огромных, тяжёлых портфелях.Дело в том,что свои учебники дети пишут -  сами.И можно представить восторг детей и родителей,когда к концу первого класса у ребёнка появляется СВОЯ азбука,состоящая из огромных рисунков,тонко раскрывающих образ буквы ("М"-скорее море,чем морковка) и рядом тексты ,записанные восковыми карандашами на бумаге без линеек.Представляете,как это просто и архисложно одновременно!Такой учебник дышит теплом и любовью,колоссальным трудом и усердием,и ребёнок относится к нему,как к великой книге.И это становится книгой на всю жизнь,книгой жизни.

         Уроки математики очень любят дети.Они похожи на увлекательную игру.Методы и приёмы обучения таковы,что дети незаметно,в процессе учёбы,даже таблицу умножения выучивают  в буквальном смысле играючи,двигаясь в круге,хлопая в ладоши,топая ногами,привлекая к себе в помощники для запоминания один из самых глубинных видов памяти,память телесную,кинестетическую.Ритмическая память,а также проделанные телом движения помогают ребёнку наглядно,рельно прожить достаточно абстрактные вещи (умножение...),сделать их видимыми,понятными и глубоко сохранитьв памяти.

       Ежедневные упражнения в рецитации (искусстве речи),когда дети хором читают стихи,дополняют их жестами,инсценируют ,позволяют исправить логопедические нарушения уже к концу начальной школы без использования  помощи логопеда.Это звучит невероятно,но так и есть.

        Уроки в ВШ наполнены образами,сказками,историями....Поверьте.научиться вязать спицами очень легко,когда речь идёт о двух братьях,ловящих рыбу.закидывающих невод,нежели постоянный контроль,что должна сделать правая рука,а что - левая....Все дети в школе обучаются игре на флейте или скрипке.

        В ВШ бережно относятся к каждому ребёнку ,независимо от его способностей,здесь не бывает унылых,слабых,неуспешных,лишних.....Учитель вальдорфской школы стремится,чтобы материал был усвоен каждым ребёнком,а с другой стороны.чтобы преподавание не наносило ущерб его здоровью,не мешало его индивидуальности.В отличие от традиционной школы,авторитет учителя позволяет ему воспринимать ученика, как своего учителя.

        Кстати,учителя в этой школе просто удивительные:один и тот же учитель ведёт своих детей с 1 по 8 классы и преподаёт у них все предметы (от математики до искусства).Предметы преподаются эпохами.Это даёт возможность ребёнку углубиться в предмет на 2-4 недели,а спустя какое-то время снова к нему вернуться уже на новой ступени.

         Отказываясь от оценок,учитель ежегодно пишет подробную характеристику на каждого ребёнка с детальным описанием успеваемости.В классе педагог не только прорабатывает школьные проблемы,но и постоянно помогает ученикам разобраться в житейских ситуациях.

         Для полноценного обучения учитель обязательно учитывает темперамент ребёнка.Невероятно,но даже большой или малый объём головы может указывать на определённые индивидуальные особенности ребёнка.Так "большеголовые" дети - выдумщики,фантазёры,они больше успевают в деятельности,связанной с работой руками или в художественной деятельности."Малоголовым" детям лучше даются точные науки.Как правило, флегматики и сангвинники имеют большую голову,а холерики и меланхолики - малую.И,как правило,учитель сажает детей со схожими темпераментами рядом,чтобы они ежедневно  "стирали друг о друга шероховатости своего характера" и развивали другие противоположные качества.

       Жизнь ВШ постоянно наполнена праздниками.Годовой ритм - от осеннего праздника урожая до праздника выпускников летом.Они наполнены народными традициями,песнями,играми,спектаклями.Особенно на праздниках ярко прослеживается идея дружного союза учителей.учеников и родителей.Все школьные проблемы они решают вместе.Вместе они и в учебных буднях,и в праздниках.И ни для кого не удивительно,когда на празднике родители дарят своим детям постановку спектакля или сказки.Все растут вместе.

       Наверно,вас заинтересовал вопрос: а как же аттестат?Опыт целого ряда стран уже показал,что ученики вальдорфских школ отлично сдают экзамены в вузы по традиционной системе.Но это не самое главное.Важно,что выпускники вальдорфских школ умеют целостно осознавать себя и применять свои знания,основываясь на самостоятельном творческом мышлении,на внутренней свободе.Эти люди активны,они могут брать на себя ответственность за всё происходящее в мире.И даже вместо привычного:"еслинеможешьизменитьобстоятельставаизменисьсам" они смело предпринимают попытки изменить мир.

        И как призыв звучат слова вальдорфских педагогов:"Я не буду мешать ему учиться,и он станет таким,каким будет".

Категория: Вальдорфская педогогика | Добавил: Anna (19.04.2010) | Автор: А.Андреева
Просмотров: 1016
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Вальдорфская педогогика

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0