Рижский Вальдорфский Семейный Клуб

Среда, 15.05.2024, 04:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » История имени "Вальдорф" » Откуда же Вальдорф?

ВАЛЬДОРФ.ИСТОРИЯ ОДНОГО ИМЕНИ.


Отрывки из книги Хансйорга Хофрихтера.

 

(Waldorf. Die Geschihte eines Names beim Bund der freien waldorfschulen e.V.2003)

 

 

Название «вальдорфский» -  имеет множество значений и существует более 200 лет.

 

Местечко Валлдорф было впервые упомянуто в 779 году в документах Бенедиктинского монастыря Лорша (основанного в 763 году).Этимология имени до сих пор не определена.Возможно речь идёт о деревне ( Dorf ) с валом или насыпью (Wall), или про торфяную насыпь (Wall-Torf), или же о деревне в лесу (Wald-Dorf).До 18 века одновременно существовали написания  Walldorf, Waldorf, Waltorf.

 

Широкой известности этого названия во всём мире способствовали вальдорфские школы, превратившие его в понятие, которое имеет не только историю, но и перспективу развития.

 

 

ОТ ВАЛЛДОРФА К ВАЛЬДОРФУ.

 

В 1763 году, после окончания Семилетней войны, 17 июля в городке Валлдорф ,недалеко от Хайдельберга, Германия, в семье мясника родился Иоганн Якоб Астор.

      В 15 лет вместе со своим старшим братом он покидает родину и отправляется в Лондон для овладения искусством создания музыкальных инструментов.

    А в 20 лет Астор покидает Лондон, захватив с собой десяток собственноручно изготовленных деревянных духовых инструментов. Путь его лежит в Америку. Там, в Новом Свете, он делает блестящую карьеру.

    Астор мечтал об открытии в Нью-Йорке магазина музыкальных инструментов, единственного в своём роде, но начать  зарабатывать деньги ему пришлось с тяжёлого труда уличного рабочего, а затем торговца.

    Понятно, что эмигрант, приехавший в Америку ,хотел чего-то большего, нежели торговать музыкальными инструментами, тем более, что успех, к которому он стремился, всё не приходил. Поэтому Иоган Якоб вскоре обратился к торговле шкурами и мехами.

     Через некоторое время он завладел этим рынком, удерживая монополию на торговлю со всеми портами Ост-Индийской компании, Китаем и Японией. Несколько удачных земельных операций превратили его в крупного владельца недвижимости.

    Но его предпринимательский дух находил своё выражение не только в экономической сфере: Иоган Якоб Астор основал библиотеку в Нью – Йорке, которая впоследствии была названа его именем (библиотека Астора , сегодня – Publik Library ).На его родине, в Валлдорфе, до сих пор существует организация помощи пожилым и молодым людям, основанная на его деньги.

     В уставе  фонда Астор  записано :»Целью фонда является строительство или приобретение, содержание управление и эксплуатация домов престарелых и других учреждений для людей, которые не могут заботиться о себе сами по причине физического, душевного или эмоционального состояния.»Сегодня фонд Астор отвечает за содержание 53 апартаментов и 70 больничных мест (это апартаменты для престарелых и центр обслуживания и реабилитации).

     29 августа 1848 года американский гражданин Иоганн Якоб Астор пожертвовал 50 000 евро (200 000 марок) для учреждения фонда помощи бедным. В 1890 фонд получил дополнительный вклад в размере 50 000марок от Уильяма Астора. В 2000 году бюджет фонда Астора  составлял один миллион евро. Фонд Астора тесно сотрудничает с городом.

     Фамилия Астор имела длинную богатую историю. Люди этого рода сыграли большую роль во всем  мире. Именно с этой семьёй связано возникновение знаменитого отеля «Вальдорф-Астория». Об этом рассказывают удивительную историю.

      Одной холодной ночью , в самом конце 19 века,  во время грозы пожилой джентельмен и леди переступили порог маленького отеля в Филадельфии. Свободных мест не оказалось в отеле, но было уже поздно и стояла плохая погода. Поэтому портье  предложил им свою комнату.»Это ,конечно, не отель, но для одной ночи в такой ситуации это выход. Обо мне не беспокойтесь, я найду себе убежище до утра» - сказал портье.

     На следующее утро джентельмен как бы в шутку сказал ему :»Такому менеджеру как Вы нужно доверить лучший отель Соединённых Штатов. Может быть, я когда-нибудь создам такой для Вас».

    Прошло два года ,портье давно забыл о том случае ,но однажды он получил письмо пожилого джентельмена с напоминанием о событиях той ночи и приглашением в Нью-Йорк. Они встретились на углу  Пятой авеню и Тридцать четвёртой стрит перед большим ,новым роскошным зданием из красного камня.»Этот отель я построил для Вас», - сказал пожилой господин. Это был Вильгельм Вальдорф Астор.

     Так бывший портье Джордж Больдт стал первым менеджером гостиницы «Вальдорф-Астория» в Нью-Йорке, следуя  высказыванию,по которому не стоит отворачиваться от тех, кто нуждается в помощи, потому что они могут оказаться посланцами небес.

    Несколько ранее описываемых событий семейство Астор основало табачную компанию. Тогда в Европе чисто американские продукты – картофель, жевательная резинка и табак – стали продуктами повседневного употребления.

    В связи с этим в старом Свете , в Штутгарте создается сигаретная фабрика «Вальдорф-Астория»,директор и совладелец которой Эмиль Мольт вместе с Рудольфом Штайнером в !919 году основал первую школу для детей работников сигаретной фабрики.

    Школа стала называться  Вальдорфской .Именно поэтому сегодня мы говорим о вальдорфских школах, а не о школах Рудольфа Штайнера, Эмиля Мольта или Астора.

     Усердие, самостоятельность, упорство в достижении целей – эти качества позволяют провести параллели между биографиями Иоганна Якоба Астора и Эмиля Мольта, осиротевшим в раннем детстве и только благодаря собственным силам добившимся успеха.

     На решение назвать школу «вальдорфской» повлияла предыстория этого названия, которое к тому времени во всём мире уже связывалось с представлениями об успехе, качестве и экономической прибыли.

    Кроме того, это было установлением партнерства школы и экономики. Основание Вальдорфской школы стало тем творческим актом, в  котором смогли соединиться духовные исследования Штайнера и экономическая база, предоставленная Мольтом. Вследствие этого Рудольф  Штайнер является основоположником вальдорфской педагогики, а Эмиль Мольт – основатель первой Вальдорфской школы.

    Таким образом видение Штайнером нового общественного порядка, где школа принадлежит к области КУЛЬТУРЫ, для которой необходима свобода, получило своё первое воплощение.

 

 

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА – ОСОБЕННОСТИ И СУТЬ.

 

Предложенные Штайнером нововведения и рекомендации для школ являются и по сей день актуальными, современными и инновационными.

     Коллегиальная форма самоуправления, в которой руководящая роль не принадлежит директору, представляет собой революционную форму «независимой школы».Лишь тот, кто работает в школе как педагог может управлять ею. Управление извне является жизненно чуждым.

     Вследствие такого подхода развились и установились несколько форм самоуправления. Еженедельные учительские встречи (коллегии) являются форумом совместной педагогической работы всех учителей. Коллегия является центром для постоянного дальнейшего образования, здесь исследование связывается непосредственно с практикой.

      Коллегия сама принимает решения по всем вопросам, касающимся непосредственно педагогики или принятия новых учителей на работу. Правовую сторону в вальдорфской школе (ВШ- далее) представляет правление из родителей и учителей, которое определяет и регулирует экономический и правовой баланс школы.

    Таким образом , в тесной кооперации родителей с теми, кто имеет полномочия в воспитательном процессе, выражается совместная ответственность и формирование школьной жизни на всех уровнях. Школьное управление ,по Штайнеру, должно быть «республиканским».

      Основой для содержания вальдорфской педагогики является учебный план, который ориентирован на     специфические возрастные особенности воспитанников. В этой связи выбор материала соотносится со знаниями, заложенными в антропологии.

    Экономические требования данного конкретного момента (например, введение в Германии в наше время начала учебы  в школе раньше 7 лет) не могут быть целями вальдорфской педагогики. Первостепенным является полное раскрытие задатков и способностей ученика. Поэтому  учебные планы и программы ВШ постоянно совершенствуются и носят живой динамический характер.

       Распределение учебного материала по эпохам (предметным блокам) позволяет избежать расчленения материала на кусочки  в 45-минутных еженедельных уроках. Благодаря этому такие предметы как ,например, история, где необходимо давать много последовательных подробных описаний ,преподаются сконцентрировано в течение нескольких недель, каждое утро по 110 минут и логично завершаются. Такая методика ведёт к углублению в суть вещей.

     Первые 8 лет классный учитель, с которым дети в это время общаются наиболее тесным образом, заботится о стабильных социальных взаимоотношениях в классе и не оставляет ни одного ребёнка лишённым внимания. Ученики не исключаются из школы и не  оставляются на второй год, что устраняет лишние социальные напряжения и помогает раскрытию задатков ученика.

     С первых лет младшей школы дети начинают изучать два иностранных языка (желательно, в чём-то противоположных). В этом возрасте языковая уверенность, достигнутая в родном языке, уже может быть развита и в других языках (до этого времени не рекомендуется вводить ребёнку  второй язык).

    Совместное обучение мальчиков и девочек, забота о ремесленных и художественных способностях благоприятствует уравновешенному ,гармоничному развитию не только интеллектуальных (IQ),но и эмоциональных качеств(EQ).

     Связь этих качеств с укреплением волевых сил, согласно исследованиям в нейропсихологии, является основой для раскрытия личности. Особенное значение имеет в этом смысле ЭВРИТМИЯ – искусство, посредством движения воплощающее в пространстве душевное содержание языка и музыки.(Эвритмия – видимая музыка).В ВШ эвритмия является предметом регулярных занятий.

     Форма табеля при оценке знаний не используется. В подробных текстовых свидетельствах описываются успехи ученика в усвоении учебных дисциплин, а также такие характеристики как прилежность, выносливость, настойчивость, особо выделяются увлечения ребёнка. Таким образом раскрывается общая картина развития.

     Во время так называемых праздников месяца ученики получают возможность глубже узнать друг друга через представления индивидуальных работ по различным предметам.

    Театрально-педагогическая работа в 8 и 12 классах  заканчивается большим театральным представлением. В качестве годовых работ в 12 классе ученики представляют результаты своей исследовательской деятельности, которая проводилась на протяжении длительного времени. Они оформляются письменно и дополняются устным докладом или каким-либо художественным представлением перед родителями, учителями, учениками.(Темы «дипломных» работ интересны, многообразны и даже необычны…От кулинарии Китая до современных танцев, от  разработки дизайна и полного ремонта школьного туалета до резьбы по дереву и изготовлению  главной двери школы…)

      В преподавании почти не используются учебники в традиционном смысле слова. Вместо этого содержание уроков представляется в эпохальных тетрадях. В младших и средних классах материал для заполнения даётся учителем, а в старших классах превращается в самостоятельную работу.

    Преподавание естественных наук не ограничивается причинно-следственным, механистичным подходом, а основывается на наблюдении феноменов, которые  оставляют пространство для целостного наблюдения мира.

     Разнообразные учебные ситуации открывают также подход к литературным образам и закладывают основы для взаимосвязи эпики, лирики, драмы. Обучение должно подталкивать к самостоятельной деятельности из интереса, из радости к делу.

    Молодые люди самостоятельно раскрывают сферы ,выходящие за рамки школьного обучения. Возникает глубокое чувство удовлетворения и ощущение смысла, которое можно описать словами :»Я научился учиться».

    Работе  учителя в ВШ предшествует путь специального обучения, получение определённых умений и развития способностей, который должен дополнить университетское образование. Использование учебного материала как помощника детского развития, понимание и видение предпосылок возрастных особенностей – вот основные цели образования вальдорфского учителя.

     Учитель, наблюдая учебный процесс, должен уметь, используя интуицию и навыки, создать в классе определённую учебную ситуацию, применить метод, подходящий данной возрастной группе.

    В мире существует более 80 высших школ и семинаров, которые различными способами, стационарно либо параллельно с работой или обучением готовят к профессии вальдорфского учителя.

 

 

СООТВЕТСТВИЕ ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ.

 

К 1919 году термин «ВАЛЬДОРФ» стал экономическим понятием, за которым стояла столетняя история. Название местности Валлдорф (Walldorf) – откуда всё началось – по пути в Америку потеряло одно «Л» и получило новое культурное значение с распространением вальдорфских школ. В самой  Америке,в Нью-Йорке, к 1928 году уже была основана первая вальдорфская школа. Заговорили о вальдорфской педагогике и в области реформаторской педагогики.

      У самой же сигаретной фабрики «Вальдорф-Астор» дела пошли на спад, она не пережила мировой экономический кризис 1928-29 годов. Права на название «Вальдорф» получила фирма Reemtstma ,которая обладает ими до сих пор в формулировке Waldorf Astoria Internacional марки Astor.На обратной стороне упаковки можно прочесть в переводе с анг. (Иоган Астор,род.1763 в Валлдорфе, Баден, был одним из успешнейших немцев в Америке. Его имя носят сигареты Вальдорф-Астория).

    Менее известен тот факт, что при передаче имени в 1929 году фирма Reemtsma помогла Штутгартской вальдорфской школе , которая тоже пострадала от мирового экономического кризиса, большими денежными вложениями.

   Похожей на ситуацию с сигаретами «Вальдоф-Астория» оказалась и ситуация с одноимёнными отелями. Сегодня они распространены по всему миру и являются отелями высокого стандарта. Их невозможно сравнить с обычной сетью отелей, даже тех, которые принадлежат к знаменитой Хилтон-группе. Отель «Вальдорф-Астория» в Нью-Йорке в мировом рейтинге популярнейших отелей занимает третье место. Эти отели отличаются особым шармом. Широко известен и вегетарианский салат «Вальдорф»,который родился в одном из них.

      Развивающаяся 90 лет вальдорфская педагогика, которая включает в себя 180 школ Германии и более 800 школ во всём мире, с возрастающей тенденцией способствует ассоциации термина «Вальдорф» с педагогикой и школой.

    Сейчас в Германии 1% всех учащихся посещает вальдорфские школы,и ежегодно 6000 выпускников выходят из них в профессиональную жизнь .Эти цифры отражают неоспоримый культурный фактор.

 

ЗАЩИТА ИМЕНИ.

 

Знак «Вальдорф» для табачных изделий и отелей более чем 100 лет был защищён как торговая марка. Юридически все товары (например, табак) и услуги(например, гостиницы) зафиксированы в 42 классах продукции.

    Защита прав регулируется и на международном уровне. В эту классификацию, подлежащую защите, отнесены даже  школы как сфера услуг.В связи с темой защиты прав существуют различные мнения по поводу того, насколько позволительно подобным образом ограничивать педагогическую деятельность.

      Защита имени «Вальдорф» всегда остаётся темой для обсуждения, так как с возрастающей степенью его известности можно столкнуться с некомпетентным, неоправданным и вообще неожиданным использованием этого названия. Оно становится волшебным словом, которое пробуждает доверие, завоёвывает рынки и поднимает рейтинги, что становится источником конфликтов.

      Следуя завещанию Рудольфв Штайнера, Союз свободных Вальдорфских школ Германии в момент своего основания осенью 1933 года перенял права на имя «Вальдорф» и «Рудолф Штайнер» от материнской школы в Штутгарте. Перед своей смертью (1925) Штайнер доверил этой первой школе педагогическое и экономическое руководство теми немногими школами Германии, которые работали в то время по вальдорфской методике и этим установил определённый уровень.

      После запрета во время национал-социализма,15 июля 1949 г., Союз свободных вальдорфских школ Германии (ССВШГ – далее)  был восстановлен как преемственная организация.при возникновении реальной опасности, в частности ,когда мунистская секта хотела основать свои школы, использовав имя «Вальдорф», ССВШГ выступил с защитой имени.

     С 1982 года ССВШГ стал единоличным владельцем прав на обе марки «Вальдорф» и «Рудольф Штайнер»,которые были отнесены к услугам образования в категориях 41 и 42.Союз является владельцем этих товарных знаков, зарегистрированных в немецкой патентно-марочной службе в Мюнхене под номерами 1048930(«Waldorf «) и 10484931 («Rudolf Steiner»).

     Это практически означает, что присвоение защищённых обозначений как в связи с педагогическими услугами (например, в названии школы),так и в рекламных и других целях без согласования с владельцем прав недопустимо.

 

ВАЛЬДОРФ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ.

 

Тот, кто переступает порог ВШ, в первую очередь обращает внимание на цвета и формы. Иногда создаётся впечатление, что люди здесь другие, настолько они сердечны и приветливы. Приходит мысль:»В такой школе действительно можно чувствовать себя хорошо», или :»Я бы охотно ещё раз стал учеником, чтобы учиться в такой школе»,

    Как-то раз в одной из ВШ города Нюрнберга побывал в Гостях советник министра образования. В течение разговора он жаловался на вандализм и принуждение в своих государственных школах, с которыми ему приходилось работать. Когда он проходил по школьному двору, то вдруг остановился и спросил:»Почему у вас всё так мирно?».И один из сопровождающих педагогов ответил :»Потому что у нас есть эвритмия».

    Понятно, что это был более чем краткий ответ, но эвритмия ,в определённом смысле, может быть символом концепции вальдорфской педагогики, которая действует своей целостностью и которую нужно было бы полностью описать. Как раз то, что сегодня выражается в понятии «целостная структура»,представляет собой хорошо функционирующая вальдорфская школа, оказывающая влияние и на школьное сообщество и на посетителей.

       Именно поэтому малоэффективным оказывается использование в других школах лишь отдельных элементов вальдорфской педагогики. Тот,кто использует вальдорфскую педагогику как строительный фундамент, должен всегда помнить о крепком фундаменте и соответствующем растворе.

     Всё чаще можно услышать высказывание «типично вальдорфский» (как в позитивном, так и в негативном смысле).Это относится к процессу, запускаемому духовным импульсом ,который пропускается через собственное внутреннее понимание ученика и проявляется в творчестве.

      Если именно такой процесс будет проходить с детьми, то истинный смысл педагогики не затеряется в красивом внешнем оформлении. Если ученики могут пережить глубинные истоки вещей,то  это значит, что они получили существенную помощь для своего дальнейшего развития.

     Этот факт особенно подчёркивает значение предметов, связанных с преподаванием рукоделия, ремесла, искусства. Если в течение 10-12 лет упражняться в этой области, что и делают в ВШ, - тогда результаты проявляются далеко за рамками школы, привлекают к себе внимание и приобретают общественное значение. Школа становится кузницей идей ,изобретательской мастерской или исследовательской лабораторией.

     В последние десятилетия многие вальдорфские учителя стали известны благодаря своим исследованиям в сфере  педагогики, а вальдорфские ученики  проявляли себя с лучшей стороны в различных научных олимпиадах.

    В то же время возникает необходимость сотрудничества с миром экономики. Можно отметить три положительных примера такого сотрудничества. Много лет в вальдорфских школах шьются вальдорфские куклы .Их отличают особая мягкость, продуманность формы, скорее  всего только с намёком на черты лица. Эти игрушки создаются для того ,чтобы пробуждать фантазию ребёнка.»Вальдорфская игрушка» стала хорошо известной.

     Моментально рынок отреагировал подражанием и копированием с использованием более дешёвых синтетических материалов, поэтому пришлось защитить юридически и вальдорфскую куклу. Одновременно фирма Кете Крузе (K:athe Kruse) ,заключив договор с ССВШГ получила право на изготовление вальдорфских кукол.

     Другой пример касается канцелярских товаров. Фирма «Лира» (LYRA) в Нюрнберге в течение многих лет поддерживает связи с ВШ и отдельными вальдорфскими учителями и знает их потребности. Из этого сотрудничества возникла серия продукции под названием «вальдорфский выбор» (Waldorf Selektion).Здесь речь идёт о  толстых закруглённых цветных карандашах, которые не лакированы и соответствуют эргономическим требованиям. В подборе цветов отсутствуют белый и чёрный и используются 6 или 12 основных цветов, чаще всего применяемых вальдорфскими учителями.

 

/Доктор Рона Стайнпорт из педагогического института Лондонского университета  изучала различные формы писчих принадлежностей, в частности карандашей (круглая, шестиугольная, треугольная и т.д.)В «стрессовой» ситуации обучения  письму ,закруглённо-треугольная форма действовала лучше всего и с ее помощью была создана лучшая основа для хорошего почерка. Эта форма идеальна для предотвращения усталости руки – по материалам нем.журнала «Семья»,№11/200-г./

 

 

     Защищено название Вальдорф и в области музыкальных инструментов. Фирма «Молленхауер» ,семейное предприятие, в течение 200 лет из поколения в поколение изготавливает различные музыкальные инструменты. Были разработаны специальные блок-флейты EDITION WALDORF.Производятся пентатонические и диатонические сопрано-, тенор-, альт- и бас-флейты. Предлагаются флейты из различных пород деревьев, с разнообразными видами грифов, разной высоты звучания, что соответствует практическому опыту и опирается на потребности учителей и учеников.

     И с тех пор, как была защищена марка ,с рынка исчезла продукция ,несоответствующая качеству «Вальдорф». Кстати, для защиты вальдорфского имени необходимо пройти процедуру, которая предполагает некоторое время, обычно год!

 

ВАЛЬДОРФСКИЙ ФОНД – ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.

 

Вальдорфская школа, в отличие, например от школ Шиллера, Гейне или Гёте, основывается на определённом педагогическом подходе .В марте 2001 г. для поддержки и защиты качества вальдорфской педагогики, а также для поддержки новых инициатив был создан Вальдорфский фонд. Это неприбыльная благотворительная организация, в которую могут делать взносы как частные лица, так и предприятия, желающие поддержать развитие вальдорфской педагогики. Таким образом, Фонд оказывает поддержку детям в их развитии, а в перспективе – даёт уверенность в решении жизненных задач.

     

   

Автор статьи – Хансйорг Хофрихтер, родился в 1942 году, учился в вальдорфской школе Уладсхое (Штутгарт).Изучал математику, химию и минералогию, преподавал в государственной школе.

   С 1969 г. преподавал  в вальдорфской школе Нюрнберга .Работал в качестве советника новых вальдорфских школ по вопросам школьного развития. С 2000г.Хофрихтер является одним из управляющих ССВШГ и Немецкой  исследовательской педагогической группы в Штутгарте. Он также является управляющим фонда Вальдорф.

 

 

АДРЕС МУЗЕЯ АСТОРА В ВАЛЛДОРФЕ.

 

Дом Астора в Валлдорфе находится на улице Иоганна Якоба Астора 37, 69190 Валлдорф,Германия.

http:// www.museum-im-astorhaus.de

 

 

Категория: Откуда же Вальдорф? | Добавил: Anna (19.04.2010) | Автор: Хансйорг Хофрихтер.
Просмотров: 3520
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Откуда же Вальдорф?

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0